Версия для слабовидящих

Поиск по сайту:
 

Яндекс.Погода

23.11.2015

XXVIII Международный фестиваль современной хореографии IFMC-стимул жить и творить

В интервью белорусским и международным телеканалам организаторы XXVIII Международного фестиваля современной хореографии (IFMC-2015) признавались, что фестиваль всегда очень волнительный: программа выбрана, но понравится ли зрителю, придется по душе, ведь IFMC - это всегда провокация, всегда что-то на гребне, что опережает уровень зрительского восприятия.

Фестиваль проходил с 19-22 ноября в городе Витебск. В этом году в фестивале принимали участие 12 государств. Среди долгожданных гостей - компания из Мексики, которая представляет другой континент. Североамериканцы решили преодолеть Атлантический океан, чтобы показать на витебской сцене балет, рассказывающий о жизни мексиканского дворика. Зрителей ждали встречи с Пермским театром «Балет Евгения Панфилова», на выступление которого были заранее раскуплены все билеты, солистами балетной школы из Лодзи, «балетом Москва», артистами из Швеции, танцорами из США, Испании, Швейцарии, Италии.

В самой конкурсной программе участвовали 18 коллективов из разных регионов Беларуси. В интервью bomba.by исполнительный директор Международного фестиваля современной хореографии Эдуард Чернивчан сказал: «Мы же много смотрим, и да, у нас, может быть, любительские коллективы, которые не могут похвастаться уровнем исполнительского мастерства. Но мысль, идея у наших танцоров соответствует мировому хореографическому контексту. Причем со своей изюминкой. Это очень интересно – продвигать белорусских артистов. Чтобы о них слышали, чтобы их знали, чтобы ими интересовались. И в очередной раз получили какой-то стимул жить и творить». Художественный руководитель Театра «Киев Модерн-Балет» Раду Поклитару и руководитель балета Большого театра Беларуси Юрий Троян возглавляли международное жюри и экспертный совет IFMC 2015.

Марина Романовская, директор Международного фестиваля современной хореографии в Витебске, рассказала о некоторых организационных моментах. В том числе обратила внимание на то, почему именно известный украинский хореограф (кстати, с белорусским паспортом!) возглавит жюри международного конкурса в этом году:  « Раду Поклитару только однажды возглавлял белорусский конкурс. А международный конкурс он будет возглавлять впервые. Я могу сказать своё личное мнение. Во-первых, Раду Поклитару – образованный человек. Во-вторых, всегда здорово, когда есть информационный повод. А он человек медийный. Кроме того, Раду Поклитару был одним из хореографов церемонии открытия Олимпийских Игр в Сочи. Это очень достойно, что говорит о его хорошем вкусе. Поклитару в чистом виде может хорошо чувствовать contemporary dance, он им, в том числе, и занимается. Поклитару образован в классическом танце. И способен воспринимать этот синтез. Важно, что Раду Поклитару коммуникабелен, ведь необходимо за пару дней сплотить всех членов жюри…»

 
Логотип фестиваля
Раду Поклитару и Юрий Троян

Танцевальный коллектив «Love you» не смог остаться в стороне от такого события. У нас была возможность прикоснуться к миру современной хореографии всего один день в субботу 21 ноября, все-таки коллектив существует на самообеспечении.

В программе фестиваля были предусмотрены мастер-классы от ведущих хореографов России, Европы и Северной Америки, США. В субботу с утра проходило два мастер-класса.  Один мастер-класс проводили Лесли Гайон, Крис Сапфир и Нора Блэколл (США). Тема мастер-класса - «Техника Contemporary». Лесли, Крис и Нора рассказали нам о технике сontemporary по Марте Грэм, о создании интересных и новых моментов в постановках. Участники мастер-класса были разделены на группы и в конце мастер-класса показали свои небольшие постановки.

У здания культурного центра «Витебск»На мастер-классе с Лесли Гайон и Крис Сапфир

Хочется сказать о Лесли Гайтон. Лесли - танцовщица, хореограф и театральный режиссер из Нью-Йорка. Она является одним из создателей и художественным руководителем the Movement Workshop Group. Это танцевально-театральная компания, которая делает инновационные танцевальные постановки в стиле контемпорари при участии танцовщиков, актеров и музыкантов. Совместно с компанией она разработала свою собственную технику, которую она назвала «Форма и намерение». Эта техника направлена на гармонизацию танцевальной техники и приемов физического театра. Лесли Гайтон также является независимым хореографом. Она была номинирована на Грэмми в 2013 году, была помощником режиссера Энн Богарт при постановке спектакля «В процессе строительства» («Under Construction») с компанией SITI Company. Гайтон была удостоена награды за «выдающуюся хореографию» и «выдающуюся постановку» в номинации «мюзикл или музыкальная пьеса» на театральном фестивале Planet Connections Theatre Festivity в 2011 за работу «Страсть к путешествиям» («Wanderlust»). Много путешествовала по странам Европы, вместе с Вуппертальским Театром танца Пины Бауш, исследуя и изучая метод великого хореографа. Гайтон была помощником исполнительного директора Центра современного танца Марты Грэм с 2009 по 2012 гг. и членом Лаборатории режиссеров Линкольн центра в 2009. Под руководством Лесли Гайтон Movement Workshop Group создали 4 спектакля, которые много гастролировали по США.

Второй мастер-класс с заявленной темой: «Техника современной хореографии и репертуар» проводил Константин Кейхель, хореограф, педагог танца модерн Академии танца Бориса Эйфмана. В этом году на фестиваль Константин привез свой новый спектакль «Генезис», и участникам класса предложил выучить его отрывок.

На мастер классе у Константина Кейхеля

Очень интересны мысли мирового хореографа: «Для меня классика является фундаментом. Я сам занимался очень много классикой и сейчас занимаюсь. Это структура тела, это воспитывает тело, это воспитывает голову, это дает некое понимание классического искусства. А дальше ты эту структуру рушишь и опять собираешь по-новой, и опять рушишь и снова собираешь. Так до бесконечности. Потому что любая область искусства строится на канонах, которые пытаются разрушить, но все время возвращаются к структуре, как и в хореографии. Это как некий код какой-то, как математика, как физика, где есть четкое понимание предмета. И для меня, допустим, если у тебя есть классическая школа, то это поднимает тебя на некий другой уровень знания своего тела. У современного танцовщика классическое образование меняет мышление. Потому что, танцуя классику, ты должен очень много думать, ты должен понимать, как все это работает изнутри».

Как говорит Константин, он не может ничему научить, каждый танцовщик должен учиться сам. Он может только направлять и открывать постоянно что-то новое для изучения. Поэтому хореограф настраивал на том, что нужно постоянно идти и постоянно узнавать, чтобы творческий путь был длинным и интересным. Одна из задач, которую пробовали воплотить участники мастер-класса, - это соединить в себе два состояния тела: мягкое и твердое. После долгого пластичного и дыхательного разогрева танцовщики справлялись достаточно активно и с энтузиазмом. Сложность началась, когда необходимо было объединиться в пары и работать на контакте. Ведь посмотреть в открытые незнакомые глаза иногда очень сложно. Константин пояснил, что именно этого ему не хватало и на просмотре конкурсных работ (Константин Кейхель – член жюри), не хватало контакта. Дуэты танцуют, но между ними пустота.
Так незаметно и пролетели два часа в приятном танцевальном разговоре с Константином: «Развивайте и преломляйте все, что вас окружает, и обязательно любите то, что вы делаете!»

После нашей уже ставшей традиционной экскурсии по городу, начиная с 16.00 началась первая концертная программа. Как обычно в Витебске были обеспечены повышенные меры безопасности в зале.


На экскурсии по городу Витебск

Концертная программа проходила также в здании культурного центра «Витебск». Государственное учреждение «Центр культуры «Витебск» занимается организацией культурного досуга и развитием художественной самодеятельности, концертной деятельностью и проведением фестивалей, оказывает социально направленные услуги и содействует диалогу национальных культур, осуществляет выставочную деятельность, а также проводит спортивную и физкультурно-оздоровительную работу.

Центр культуры «Витебск» имеет статус специального учреждения культуры и включает в себя следующие филиалы:
  • концертный зал «Витебск»;
  • Летний амфитеатр;
  • выставочный зал «Духовской круглик»;
  • интернет-центры;
  • Центр национальных культур;
  • художественный салон-магазин «Ольга»;
  • комплекс культурно-массового отдыха им. Советской Армии (парк Мазурино).
Основным проектом Центра культуры «Витебск» является Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», широко известный за пределами Республики Беларусь. Фестиваль был основан в 1992 году и на сегодняшний день это один из самых значительных международных культурных форумов на просторах СНГ. За всю историю участниками и гостями фестиваля становились представители из 60 стран мира. А проводимые в рамках фестиваля Международный конкурс исполнителей эстрадной песни «Витебск» и Международный детский музыкальный конкурс «Витебск» имеют высокий профессиональный уровень и являются одними из самых престижных вокальных конкурсов.

На базе учреждения занимаются различные творческие коллективы, участники которых неоднократно становились лауреатами престижных международных конкурсов.

Программа первого концерта состояла из двух отделений: I отделение - финал белорусского конкурса современной хореографии; II отделение - «Весь мир – дуэт». Среди участников особенно мне запомнился с сольным номером Игорь Шувалов, руководитель хореографического ансамбля «Алеся» (Могилев). В танце под трогательную французскую песню он рассказал историю расставания со своей любовью, прощальное письмо любимой превратилось в пепел.

Во II отделении нам представили свои работы в дуэте приглашенные гости. Альваро Эстебан и Лаура Арис (Испания) показали прекрасный партнеринг, Серена Закканини и Наоми Сегацци (Швейцария-Италия) рассказали нам о двух сущностях одного человека, дуэты Крис Сапфир и Нора Блэколл (США) и Мария Тихонова и Алексей Расторгуев (Россия) каждый по своему рассказали об отношениях.

Мария Тихонова и Алексей Расторгуев – солисты театра «Балет Евгения Панфилова», Россия
Крис Сапфир и Нора Блэколл (США)
Альваро Эстебан и Лаура Арис (Испания)«Наедине с надеждой»
проект Сабины МУНАСЫПОВОЙ,
кафедра хореографии БГУКИ, Минск

В 19.00 началась вторая концертная программа, также состоящая из двух отделений: I отделение - финал белорусского конкурса современной хореографии; II отделение - Танец-комедия «Нам»/«Nosotros». Среди участников финала мне запомнилось выступление «Наедине с надеждой» проекта Сабины Мунасыповой, кафедры хореографии БГУКИ, Минск. Танцовщица исполняла номер под песню «Баллада о матери». Танец был эмоционально наполнен, поэтому сильная и рискованная музыка полностью совпадала с высоким профессионализмом исполнения.

Также нас очень заинтересовал танец «Времена года» дуэта театра-студии современной хореографии Центра культуры «ВИТЕБСК». Когда замирала музыка - начинались слова, но танец развивался и рассказывал нам о весне, лете, зиме… Нежные строки письма Антуана де Сент-Экзюпери помогли заслужить исполнителям громкие аплодисменты и крики «Браво!».

Все постановки были очень интересными, да и само направление contemporary является очень чувственным, эмоциональным, пластичным и эффектным.
После номеров финалистов - Танец-комедия «Нам»/«Nosotros», хореография: Хасиэль Нери «Moving Borders», Мексика. Размышления о молодости, братстве у четверых молодых танцовщиках, трое их которых родные братья запечатлел хореограф в своей постановке.
В Мексике существует понятие «карнал», что означает быть кому-то наполовину другом, наполовину братом. Это состояние рождает довольно тесные взаимоотношения, которые будут длиться вечно.

В этом смысле “Nosotros”/ «Мы » - история «карналес», которая показывают типичный мексиканский мужской мир, символизирующийся экстремальными физическими играми, как, например, вольная борьба, преследованиями, а так же уличным футболом и видеоиграми. Но, в то же время, через детские воспоминания танцора, бормотание соседей и типичные свисты, принятые среди друзей, мы можем увидеть хрупкость и нежность, которая прячется за необходимостью быть мужчиной в Мексике.
Чувство юмора и постоянный контакт с публикой наполняют пьесу свежестью и живостью.

«Времена года»
«Moving Borders», Мексика
Театр-студия современной хореографии Центра культуры «ВИТЕБСК», Витебск

С короткой версией этого номера хореограф Хасиэль Нери был награжден XXXI премией “INBA-UAM”, известной как самая значимая хореографическая награда Мексики. С тех пор постановка побывала с турне не только в Мексике, но и Германии, Коста-Рике, Италии, Чехии и Польше.
После концерта с мексиканскими танцорами и их хореографом была проведена небольшая пресс-конференция (через полчаса мексиканцы уезжали на самолет), любой желающий мог задать интересующий его вопрос. На пресс-конференции мы узнали, что понятие «карнал» в Мексике всегда актуально, какое образование у танцоров, их планы и проекты, проблемы современной Мексики и многое другое.

После концертов нам предстояла дорога домой. Проехав по освещенному городу, необыкновенно красивому в лучах подсветки, мы, теперь уже как обычно, сказали городу Витебску спасибо за новые впечатления и знания, за теплый прием и неожиданно яркие встречи.


Центральная часть Витебска ночью

После таких поездок хочется больше работать, развиваться в выбранном направлении и двигаться вперед.

Руководитель Танцевального коллектива «Love you», аспирант Титенкова М.С.


Возврат к списку

© Великолукская ГСХА. Контакты. | Отправить сообщение | Политика конфиденциальности сайта
Адрес: ФГБОУ ВО "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (ВГСХА), 182112, Псковская обл., г. Великие Луки, проспект Ленина, 2. E-mail: vgsha@mart.ru Тел./факс: (81153) 75282