Версия для слабовидящих

Поиск по сайту:
 

Яндекс.Погода

03.03.2012

Повышение квалификации педагогов школ города по экологии

На фоне проводимой в настоящее время в России реформы экологического образования региональному компоненту отводится весьма значительная роль. Понятие экология выплеснулось за содержание основной науки и означает часто все, что угодно - от чистоты улицы до грамотного языка, от здорового образа жизни до высокой морали. Все кажется важным и необходимым. Но каждый опытный преподаватель знает, что учить сразу всему нельзя. Этим ничего не добьешься. Обучение- это наведение порядка в мыслях, умение отличать причины от следствия, главное от второстепенного. В настоящее время особо важной проблемой является разработка единых концептуальных положений, которые позволили бы создать эффективную систему экологического образования и воспитания в целом. Каждое занятие для детей должно быть открытием чего-то нового. Детям очень нравится опытная работа. Например, их очень удивляет, что в результате таяния чистого и белого снега образуется грязный осадок и после этого уменьшается число желающих поесть снег на прогулке. Увидев, как ветки тополя «пьют» грязную воду, способствуя очищению воздуха от пыли, дети меньше обламывают ветки деревьев. В школах в настоящее время созданы мини-уголки природы, мини-цветники, фитоогороды, разнообразие живых объектов для наблюдения (аквариумные рыбки, птицы, черепахи, хомяки и другая живность), что способствует созданию обучающей среды.

Ещё в 2000 г. в Доме экологического просвещения прошла конференция «Проблемы природопользования и формы активного экологического воспитания и образования». Педагоги муниципальной сферы образования, в том числе и дошкольного, в своих сообщениях отразили различные формы активного образования. Есть старая мудрая пословица: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примерами». Вряд ли много добьешься типа: «Нельзя ломать деревья, рвать цветы, вытаптывать траву, убивать животных». А вот если молодой человек сам закрепит надломленную ветку, вырастит растения, соберет семена … Это и будет трудовое отношение к природе и лучшая школа воспитания.

В Великолукской сельскохозяйственной академии прошёл семинар-практикум по программе дополнительного образования педагогов школ г. Великие Луки «Методология и организация проведения экологических исследований», который провела профессор академии Курбатова З.И. Присутствовали педагоги всех школ города. До начала практической части семинара выступили специалист городского Управления образования Смирнова Н.П. и проректор по повышению квалификации сельхозакадемии Мальченкова О.С. Курбатова З.И. познакомила педагогов школ города с методиками определения качества различных объектах окружающей среды.



Очень важным для человека и других живых организмов являются состояние воды и воздуха. Практическое состояние водных объектов становится хуже в результате процесса эвтрофикации. При исследовании важно знать количество в воде кислорода. Следить за чистотой воды, значит следить за содержанием в ней кислорода. С помощью студентов V курса будущих агрономов-экологов, были показаны методики определения растворенного кислорода (РК) и биохимической потребности кислорода (БПК5). Кроме того, показаны лабораторные комплексы для определения органолептических свойств воды, щелочности и кислотности, минерального состава, металлов. Продолжая тематику о воде была рассмотрена методика определения обитателей пресных водоемов (беспозвоночных и гидробионтов), а также состояние водных растений и зарослей тростника. При изучении качества воздуха представлено количественное содержание углекислого газа с помощью индикаторных трубок и возможность связать эти определения с микробиологическими показателями, возможность изучения запыленности пришкольной территории и действия кислотного загрязнения воздуха на растения. Педагоги рассмотрели практикумы по использованию энергоснабжения, поработали со структурой экологической паспортизации пришкольного участка, познакомились с учебно-методической разработкой «Экологический след».



При показе различных презентаций были представлены результаты исследований студентов-экологов и участников Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Учителя остались довольны большим потоком информации, особенно практическим и раздаточным материалом. После обучения все присутствующие получили сертификат о повышении квалификации. С.Н. Михалков писал: «Человек начинается с детства, и в детстве делается великий посев добра и зла. Взойдет лишь через годы, и тогда будет видно, какой человек вошел в жизнь. Хороший урожай собрать нетрудно, куда труднее найти нужные семена». Мы имеем все возможности посеять благородные семена с помощью мудрого друга людей – природы, сделать ее постоянным помощником в экологическом воспитании и образовании человека.

Профессор ВГСХА Курбатова З.И.

Возврат к списку

© Великолукская ГСХА. Контакты. | Отправить сообщение | Политика конфиденциальности сайта
Адрес: ФГБОУ ВО "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (ВГСХА), 182112, Псковская обл., г. Великие Луки, проспект Ленина, 2. E-mail: vgsha@mart.ru Тел./факс: (81153) 75282