Версия для слабовидящих

Поиск по сайту:
 

Яндекс.Погода

03.10.2011

В конференцзале корпуса №5 состоялась встреча студентов, аспирантов и преподавателей с представителем молодежного межвузовского коллектива при СПб ГАУ Башмашниковым Д. А.

Стены салатового цвета, коричневого – столы и стулья, сиреневый экран с высвеченным “Нет сигнала” – вот обстановка конференц-зала нового учебно-лабораторного корпуса Великолукской сельскохозяйственной академии, где собрались студенты-старшекурсники в ожидании гостей из аграрного университета Санкт-Петербурга, предложивших провести круглый стол на тему "Что такое пермакультура? Устойчивое развитие сельских территорий". Ожидание затягивалось, гости опаздывали, желание уйти с мероприятия возрастало. Но около полусотни юношей и девушек, сдерживаемые различными чувствами, преодолели искушение. Однако лишь некоторые из них были вознаграждены за это живым общением с интересными людьми, потому что молодое племя оказалось весьма прагматичным и не уловило сигнала из будущего.

Круглый стол начался с того, что обозначил проблему системного кризиса XXI века, причиной которого стал отказ от биологического пути развития цивилизации и переход к технократическому, где люди оказались во власти машин. В результате биосфера превратилась в сырьевую базу промышленности, нагрузка на нее возросла, что привело к природным катаклизмам, новым болезням, сокращению биоразнообразия.  Вопрос выживаемости человека в создавшихся условиях стал ребром: вперед в технократию или назад в биократию? Конечно же, каждый здравомыслящий человек понимает, что лучше жить в ладу с нашей матерью-природой, но все возрастающие потребности зовут нас в социум городских поселений. Где же золотая середина?

Ответ на этот вопрос можно найти в пермакультуре (перманентной агрокультуре) – системе дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей. Дизайн при этом означает теорию и практику гармоничного сочетания элементов конструируемых объектов с точки зрения их сочетаемости, взаимосвязи, потребностей и свойств.

Изобретателем пермакультуры (1974) стал тасманийский профессор биогеографии Билл Моллисон, который получил медаль Вавилова за значительный вклад в сельскохозяйственную науку. Его последователи признают, что Земля – источник жизни и что мы – часть Земли. Отсюда следует, что мы можем изменить образ жизни, обеспечивая справедливое использование ограниченных природных ресурсов. Занявшись поиском типа поселения, необходимого в XXI веке, и рассмотрев существующие виды застройки – свободную, периметральную, радиально-кольцевую, рядовую (линейную, уличную), регулярную – разработчики этого направления остановились на ландшафтно-усадебной, создающей благоприятные условия для освоения человеком своего генетически обусловленного потенциала развития.

В основе ландшафтно-усадебного принципа застройки лежит малоэтажное строительство, за которым признается приоритет в развитии сельского строительства. При этом важны как параметры жилья и его цель – создание условий для психического и физического здоровья 3-4-х поколений, так и размеры поселения, учитывая, что на каждую многопоколенную семью должен приходиться 1 га земли.

В России сейчас на каждого жителя, включая младенцев и стариков, приходится 12 га удобной для проживания и обработки земли. Так что с этим проблем нет, как нет проблем со строительными материалами, энергией и кадровым потенциалом. Проблема в умении договариваться и действовать сообща. А для этого надо видеть общий ход вещей, то есть иметь мировоззрение. Оно у нас с коллективного поменялось на индивидуальное, в результате чего мы стали легкой добычей организованной надгосударственной силы – транснациональных корпораций, которые гонят людей с земли, монополизируют рынок, не давая тем самым развиваться нашему сельскому хозяйству.

Цель экономики – реализация потенциала человека. А цель трудовой деятельности – восстановление единства природы и человека. Это утверждается в работе исследователя О. Платонова об экономике русской цивилизации, главными чертами которой являлось преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными и развитие самобытных коллективных форм демократии, воплотившихся в общине и артели.

Если для западного человека свобода олицетворяется в деньгах, то для русского свобода – это независимость от денег, потому что западный мир чаще всего сводит понимание свободы к возможности покупать все новые и новые товары и услуги, а русский видит в этой «свободе» форму кабалы, обедняющей его жизнь. Что касается саморазвития и самоорганизации русской экономики на селе, то они осуществлялись в рамках самоуправляющейся общины, создававшей условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости каждого отдельного крестьянина.

Дух целостности и человечности является неосязаемым капиталом социальной и экономической системы любого общества. И экономически Россия была единственной страной в мире, которая приближалась к автаркии, то есть имела такой хозяйственный уклад, который позволял ей самостоятельно и полнокровно существовать независимо от иностранного ввоза и вывоза, от превратностей игры западного спекулятивного капитала с его хищнической эксплуатацией других народов.

Именно экономическая автаркия позволила большевикам выдержать блокаду, укрепиться у власти, а затем развернуть свой антирусский социальный эксперимент. Большевизм в ущерб России использовал то, что русская хозяйственная система допускала в очень ограниченных масштабах – развитие огромного экспортного потенциала страны. Отрицание русских форм хозяйствования широко проявилось со второй половины XVII века, но несправедливо связывать это с именем Петра, потому что он делал ставку на использование творческой инициативы и самостоятельности русского хозяина и работника, создав благоприятные условия для реализации его лучших качеств, и на этой основе осуществил свои реформы.

Однако эпоха Петра стали отправным моментом, с которого интенсифицировались все народные и антинародные процессы русского общества. Одним из средств разрушения русской общины со стороны западнически настроенных правящих кругов была финансово-налоговая политика по отношению к крестьянству, когда оно было обложено грабительскими налогами и разными поборами.

Несмотря на то, что западнический строй мыслей многих представителей правящих кругов и интеллигенции обрекал русские формы хозяйствования и труда на деградацию и вырождение, все экономические успехи России в XIX – начале ХХ века были связаны именно с ними, потому что произошел своеобразный синтез народных основ и передовой техники и технологии. Именно этот синтез стал основой русского экономического чуда, который сравним только с японским после Второй мировой войны.

Наша страна отошла от своей цивилизации в пользу чужой. Как далеко – показал круглый стол, участники которого или сразу потеряли интерес к обсуждаемому вопросу, или встретили его в штыки из-за непонимания вещей, лежащих на стыке разных наук. В результате 3-часового обмена мнениями лицом к лицу с гостями оказалось только четыре молодых человека, которые признали важность поднимаемых проблем. Получается, что как были мы ленивы и нелюбопытны еще в пушкинские времена, так и остались такими, заразившись вдобавок еще новыми духовными болезнями, одну из которых кто-то метко назвал потреблятством.

И, тем не менее, встреча удалась хотя бы потому, что выявила слабые места в подготовке к круглому столу как той, так и другой стороны. Цель же самого общения состоит в обмене мнениями, подключении к работе круглогодичного строительного отряда, действующего на базе университета уже три года, освоении междисциплинарного языка, и, как конечный результат, в получении навыков формирования социально-экономического заказа, что на современном языке называется инновациями, то есть реализациями проектов.

В компьютерном мире будущее за открытой системой, знаменующей эпоху нетократии – власти сети, потому что наше общество переживает информационную фазу развития. А так как информация существует для того, чтобы ею пользоваться, то читателям, которых привлек этот материал и они хотели бы побольше узнать о пермакультуре, а также желающим непосредственно продвигать эту идею в жизнь, сообщаем координаты представителей университета, побывавших в гостях у студентов ВГСХА: Башмашников Дмитрий Александрович – т. +7-911-977-29-77, Войнов Николай Николаевич – т. +7-952-393-27-08, e-mail: spbgasu@bk.ru, а также www.tvoidom.info. Вас приглашают к конструктивному неавторитарному общению, где каждый может внести лепту в общее дело, делясь своими соображениями по заинтересовавшему его вопросу.

Н. Копаева.


Возврат к списку

© Великолукская ГСХА. Контакты. | Отправить сообщение | Политика конфиденциальности сайта
Адрес: ФГБОУ ВО "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (ВГСХА), 182112, Псковская обл., г. Великие Луки, проспект Ленина, 2. E-mail: vgsha@mart.ru Тел./факс: (81153) 75282