Версия для слабовидящих

Поиск по сайту:
 

Яндекс.Погода

Кандидатский минимум по философии

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»

  1. Предмет и основные вопросы философии, её место в системе наук.
  2. Место философии в духовной культуре человечества.
  3. Картина мира как синтез философского и научного знания.
  4. Особенности и исторические формы реалистического мировоззрения.
  5. Наука, ее структура, функции и место в духовной культуре человека.
  6. Ценностное сознание в науке.
  7. Основные достижения античной натурфилософии досократовского перехода.
  8. Онтологическое и теоретико-познавательное учение Платона.
  9. Онтологическое и теоретико-познавательное учение Аристотеля. Классификация наук.
  10. Философская и естественнонаучная мысль европейского Средневековья.
  11. Философская и естественнонаучная мысль средневекового арабского Востока.
  12. Философская и естественнонаучная мысль Возрождения.
  13. Научная революция {VII - XVIII вв. и философия. Разработка научной методологии в эмпиризме и рационализме.
  14. Немецкая классическая философия и ее достижения в области натурфилософии и гносеологии.
  15. И.Кант, его теория познания и обоснование естествознания и математики.
  16. Философская система и метод Г.Гегеля.
  17. Марксистская философия, ее естественнонаучные и обществоведческие предпо­сылки, теоретико-познавательные и методологические достижения.
  18. Возникновение и исторические судьбы позитивизма, его связь с наукой. Постпо­зитивизм.
  19. Союз философов и естествоиспытателей в контексте истории культуры.
  20. Идеи русских космистов (В.Соловьев, Н.Федоров и др.) о взаимосвязях науки и духовной культуры.
  21. В.И.Вернадский о научном знании как факторе перехода биосферы в ноосферу.
  22. Постмодернизм и наука. Проблема легитимации науки.
  23. Природа и дух как основные слагаемые бытия.
  24. Наука, искусство, религия и философия как сферы постижения бытия.
  25. Материальное бытие и его атрибуты.
  26. Атрибуты духа.
  27. Бытие и развитие. Проблема атрибутивности развития в реалистической диалекти­ке.
  28. Синергетика и формирование новой общенаучной картины мира.
  29. Синергетика и проблема синтеза научного и вненаучного знания.
  30. Наука и политические режимы.
  31. Этика науки.
  32. Будущее как научная проблема и проблема будущего науки.
  33. Предмет философии науки.
  34. Познание как предмет гносеологии. Основные понятия и типы гносеологии.
  35. Истина и ее критерии.
  36. Современная гносеология о познании, его субъекте, объекте и базовых операциях.
  37. Специфика научного познания.
  38. Специфика вненаучного познания.
  39. Наука и паранаука. Научное и практическое познание.
  40. Художественное (эстетическое) познание.
  41. Творчество и интуиция.
  42. Творческое воображение в науке.
  43. Диалектика сциентизма и антисциентизма как выражение противоречия научного и вненаучного знания.
  44. Возможности диалога религии и науки в познании.
  45. Проблема метода в философии. Природа методов.
  46. Классификация методов. Обще- и частнонаучная методология.
  47. Диалектические методы, их соотношение с конкретнонаучной методологией.
  48. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  49. Метод единства исторического и логического. Теория и история в научном позна­нии.
  50. Методы эмпирического исследования.
  51. Методы теоретического исследования.
  52. Преемственность и новаторство в науке. Научная революция.
  53. Теория, её познавательный статус и функции.
  54. Процесс сознания естественнонаучной теории.
  55. Объяснение и понимание в естественнонаучном познании.
  56. Платон. «Тимей».
  57. Бэкон Ф. «Новый Органон».
  58. Герцен А. «Письма об изучении природы».
  59. Бердяев Н. «Человек и машина».
  60. бО.Вебер М. «Наука как призвание и профессия».
  61. Вернадский В. «О научном мировоззрении».
  62. Энгельс Ф. «Диалектика природы» (Введение. Старое предисловие к «Анти - Дю­рингу»).
  63. Кун Т. «Структура научных революций».

Специальности факультета технологии животноводства

 

64-а. Природа биологического познания. Уровни и формы научного познания в биологии.

65-а. Проблема происхождения и сущность жизни.

66-а. Исторические формы витализма и механизма.

67-а. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

68-а. Синтетическая теория эволюции.

69-а. Организованность и целостность живых систем.

70-а. Основные этапы взаимодействия природы и общества.

71-а. Современный экологический кризис и пути его преодоления.

72-а. Человек, его природа и происхождение.

Экономические специальности

64-6. Социально-гуманитарное познание, его виды и специфика. 65-6. Особенности методологии социально-гуманитарного познания. 66-6. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.

67-6. Структурализм М.Фуко как методология социально-гуманитарного познания.

68-6. Особенности рациональности в социально-гуманитарном познании.

69-6. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании.

70-6. Государственная (политическая) власть, ее сущность и функции. М.Вебер о традиционной, харизматической и рационально-правовой власти.

71-6. Субъект экономической деятельности как предмет социально-гуманитар­ного познания.

72-6. Экономическая власть. Проблема соотношения политической и экономи­ческой власти.

Инженерные специальности

64-в. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. 65-в. Понятие техники. История становления философии и техники. 66-в. Естествознание и специфика технических наук.

67-в. Технократическое, антитехнократическое и реалистическое понимание

роли техники в развитии общества. 68-в. Научная, техническая и хозяйственная этика.

69-в. Сущность и характерные черты современного научно-технического прогресса.

70-в. Техническое мышление и техническая деятельность.

71-в. Характерные черты инженерной деятельности.

72-в. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

Агрономические специальности

64-г. Основные центры происхождения культурных растений. 65-г. Особенности становления аграрной мысли в России. 66-г. Зарождение аграрной науки в 18 веке.

67-г. М.Ломоносов и А.Болотов как основоположники учения о питании растений.

68-г. Формирование основ почвоведения в 19 в.

69-г. Вклад Н.Вавилова в развитие отечественной аграрной науки.

70-г. Советская и постсоветская аграрная наука.

71-г. Аграрная наука растениеводства в России конца 20 века.

72-г. Народная агрокультура и современная агрономическая наука.

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» рас­смотрены и утверждены на заседании кафедры философии " 10 " ноября " 2008 протокол № 6


Зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин доцент ТА. Костина


© Великолукская ГСХА. Контакты. | Отправить сообщение |
Адрес: ФГБОУ ВО "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (ВГСХА), 182112, Псковская обл., г. Великие Луки, проспект Ленина, 2. E-mail: vgsha@mart.ru Тел./факс: (81153) 75282